Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
«Чтобы составить гардероб вне времени, нужно его составлять вне трендов», — блогер Катя Клэп и дизайнер Яна Бесфамильная в подкасте «Не лыком шиты». Интервью
5 августа 2023
Стоит ли соблюдать дресс-код, существуют ли правила в моде, и что будет с модой на винтаж? В гостях у ведущей подкаста «Не лыком шиты» Татьяны Геворкян — блогер Катя Клэп и дизайнер Яна Бесфамильная.

«Никогда не говори "никогда". Это мое золотое правило. Будешь носить это "никогда" через два года точно. Похудеешь и будешь носить»

— Всем привет! Это Татьяна Геворкян и подкаст «Не лыком шиты». Сегодня говорим о смелости с действительно смелыми модницами: блогером-инфлюэнсером Катей Клэп и дизайнером Яной Бесфамильной. Привет!

— Привет!

— Начнем с того, что для вас настоящая смелость в моде?

— Мне кажется, это сочетание внутренней нужды и вдохновения. Когда тебе что-то нравится, ты горишь этим, но голос в голове или где-то рядом говорит, что это некрасиво, не круто, стремно и прочее, – это конфликт. Когда ты его можешь побороть, возможно, ты чувствуешь себя не до конца комфортно: ты знаешь эти голоса. Но ты взял эту вещь, надел, пошел в ней. Вот это смелость.

— Это чувство «не до конца комфортно», чувство легкого дискомфорта начинает приносить удовольствие. Выходишь в какой-то вещи, собираешь взгляды, не всегда поддерживающие, и получаешь удовольствие от того, что эти взгляды собрал. Ты их не боишься, ты их ищешь даже.

— Сегодня существуют правила в моде? Раньше, если ты вышел в зебре и в леопарде, это был прям моветон.

— Желтое золото, белое золото.

— Сумка должна сочетаться с обувью. Но это, мне кажется, прошлый век.

— Сейчас возвращается. Недавно на YouTube девушка: «Я только так люблю носить». В комментах все: «Боже! Это гениально!» Только от этого отошли, и опять это тренд, потому что у кого-то никогда этого не было.

— Да, это не правила, а тренды. Они отличаются от правил тем, что тренды в узкой субкультуре могут вариться, но при этом другая часть живет с совсем другими трендами. Они стали просто узкие, нишевые.

— Есть ли сегодня запреты в моде? Или какие-то правила, которые нельзя нарушать?

— Все, что связано с этикой производства и прочее. Это сейчас основное правило-тренд. Посмотрим, как будет развиваться.

— Но зависит от страны и общества. У нас, например, оно не так работает, как в той же Америке, где запретили мех. А у нас люди с удовольствием носят.

— То есть экологичность производства? Но все равно сложно говорить про нашу страну в контексте меха: у нас по-прежнему из-за климата мех продолжают носить. И, думаю, будут носить еще долго.

— И отстаивают свою позицию.

— Хотя появляются новые технологии, которые позволяют греться лучше, чем в меховых изделиях.

— И экологичнее.

— А для вас существуют запреты в моде? Что-то, чего вы никогда не сможете надеть, сочетать?

— Нет. Есть некоторые моменты, которые мне вдруг просто не нравятся, но я дизайнер, я и создаю тренды, и должна быть впереди этих трендов, но за общемировыми тенденциями все равно следую, чтобы продаваться, чтобы быть коммерческим... И на некоторые тенденции я смотрю и думаю: «Ну никогда! Почему опять эта низкая талия? Это ужас! Для моей фигуры это просто катастрофический кошмар!» И ничего. Сейчас делаю коллекцию с низкой талией. Никогда не говори «никогда». Это мое золотое правило. Будешь носить это «никогда» через два года точно. Похудеешь и будешь носить.

— Так и есть. У меня тоже были какие-то правила. Я давала интервью каким-то изданиям, меня спрашивали: «А что ты никогда не будешь носить?» И в начале 2000-х я говорила: «Ботфорты не буду». Да у меня их штук пять минимум сейчас в гардеробе!

— Я про брюки карго так говорила. «Карго ненавижу! Никогда! Вернется мода на карго – никогда!» И вот я в них сижу.

— Мне кажется, это тоже такой тренд. В 2000-х было модно Don't and Do's, эти заголовки в журналах, где писали о том, кто что ненавидит, а что обожает. Это просто было такое веяние. А сейчас все формируют, мне кажется, что-то вокруг своего комфорта. Тренды диктуют, к чему подходить, к чему возвращаться, но все более спокойно себя ощущают. Сейчас приятно не быть категоричным, принимать любую из сторон, анализировать, брать что-то, рассуждать. Наверное, пару лет я снимала ролик на YouTube. Это была дикая трендовость. Прям тренд! Все снимали «Я никогда не буду носить это». И по сей день мне пишут: «Катя, ты же говорила, что не будешь носить кресты». Я почти в каждом ролике говорю: «Ребята, я была неправа!» Я теперь готова носить все: и из бронзы, и с низкой посадкой что-то, и короткие шорты... Если мне хочется, если будет классный тренд, классное переосмысление, то это здорово! Никаких «нет» больше не говорю. Только «да». Всем «да». Иначе потом будут: «А как так? Ботфорты! Говорила же, что ужас! Что поменялось в тебе?»

«Может быть, дресс-коды придуманы для людей, у которых нет чутья уместности»

— Мне кажется, основное, что в нас поменялось со временем, – мы поняли, что одежда отражает нашу индивидуальность, настроение, нашу профессию, наш посыл миру и то, как мы хотим, чтобы нас воспринимали. Мы через свой внешний вид транслируем свое состояние.

— Настроение даже.

— Да. И вопрос в этом контексте: насколько актуален сегодня дресс-код, который нам по-прежнему пытаются на каких-то мероприятиях навязать?

— Я тоже задавалась этим вопросом. Когда я училась в школе, отменили сначала школьную жуткую форму, страшную, цвет детской неожиданности.

— Да, я помню этот счастливый момент.

— С черным фартуком. Просто ад! И не было ничего. Ходили как хотели. Это был кайф для меня. Я всю жизнь одевалась... Я учителей шокировала тем, что надевала джинсы наоборот, надевала часы на ногу. Раздражало их, бесило жутко, что я как-то так... Я самореализовывалась через одежду всегда. И потом ввели школьную форму снова. Купили самую дешевую ткань, сделали всем одинаковые серые жуткие пиджаки, одного размера на всех. Не индивидуально же шить каждому! У меня был огромный пиджак, и я с этим пыталась бороться. Я на него специально что-то проливала и говорила: «Я же не буду ходить в грязном!» А мне: «Ходи тогда в таком». В итоге я его как бы забыла, потеряла. И все. У меня всегда был такой вопрос: для чего, зачем облачаться в школьную форму? А сейчас я мама, у меня дочка ходит в школу, и у них школьная форма. И я несказанно довольна! А это же тоже дресс-код. Может быть, в каких-то формальных организациях его и стоит оставить. Но в целом, мне кажется, это зависит от ситуации. И еще о дресс-коде. Я очень люблю театр и люблю ходить на премьеры. У нас в городе проходят «Дягилевские сезоны». И как у нас стали люди одеваться на премьеры «Дягилевских сезонов»! Стала приезжать элита из Москвы, все подтянулись, это стало событием в городе, и это, конечно, праздник. У нас очень красивый театр. Заходишь – Курентзис, классическая музыка, люди в платьях в пол... Это великолепно! И потом приходишь не на Дягилевский фестиваль, а на какую-то тоже важную премьеру, но уже не федерального значения, и там люди в джинсах, футболках. То есть нет никакого дресс-кода. Тебя пустят в театр: нет на билетах прописанного дресс-кода. Но мне как потребителю хотелось бы, чтобы он был. Хотя, может, кто-то со мной поспорит: возможно, у человека есть желание прийти в театр и слушать прекрасную музыку, но при этом...

— Чувствовать себя удобно в кроссовках.

— Да. Он может быть с работы, ему не надо куда-то заезжать, не надо спешить, покупать костюм, который, возможно, ему не нужен. Но с другой стороны, как приятно, когда... Я визуал, и мне нравится, когда одно дополняет другое.

— Поддерживает атмосферу, настроение.

— Это вопрос культуры. Куда как уместно пойти. Например, как люди, которые приходят на деловую встречу в нелепых нарядах и этим, может быть, закрывают себе какие-то возможности. Не все понимают, что они хотят транслировать своим внешним видом. Существует вопрос уместности, культуры. Может быть, дресс-коды придуманы для людей, у которых нет этого чутья уместности, куда как можно одеться и как не надо. Может быть, для них дресс-код и уместен. Но меня задевает, когда на каких-то мероприятиях, на которые собираешься идти, прописан какой-то странный дресс-код. А у тебя нет сегодня настроения... Недавно в Москве было две вечеринки. Дресс-код – розовый и фуксия. Это идет не всем. Не все в этом себя чувствуют комфортно. И все мои самые модные друзья демонстративно пошли кто в черном, кто в белом, то есть в совершенно иных цветах, таким образом показывая свой бунт против того, что им пытаются навязать какой-то странный дресс-код, который им не соответствует.

— Последнее время реально модно стало делать даже частные вечеринки с определенным дресс-кодом: то в стиле стиляг, то еще кого-то.

— Когда тематический, это прикольно.

— Но не всем нравится. Я знаю людей, которые возмущаются: «Да сколько можно?! Я не могу на один раз купить наряд».

— «Это моя 500-я вечеринка в стиле...»

— Да! «Мне не нужны потом эти вещи. Я не беру в аренду, не ношу чужое, но покупать тоже не буду».

— То есть нарушать дресс-код – это тоже своего рода смелость и некий бунт. Да?

— Или все-таки это неприлично, если пришел на вечеринку и там есть дресс-код?

— Мне кажется, это скучно.

— Соответствовать?

— Именно...

— Катя, как ты поступаешь в таких ситуациях?

— Раньше мне казалось, что происходит какое-то событие, оно требует формальности: рубашечка, темные штанишки, чтобы не выделяться, балетки мягкие, а не туфли на вот таком каблуке. А со временем, особенно после ковидных мер и того, что мы долго сидели дома, когда стали появляться первые мероприятия, если я вижу дресс-код: «Наконец-то! Можно поиграться, нарядиться!» Понимаю, что у кого-то более бурная жизнь в плане мероприятий. И ты сыт этим по горло, особенно когда светская хроника обозревает и фотографирует, нужно кучу образов, желательно дорогих, менять. Это да. Но когда более лайтовая тусовка, где можно просто показать себя, здесь креатив уместен.

— Мне кажется, лучше прийти и немножко не дотянуть до уровня, чем перестараться и прийти overdressed.

— Тогда надо ногой выбивать дверь, как Рианна, и чувствовать: это мой праздник, сегодня у меня тут презентация! Но только так. Иначе это пипец.

Не лыком шиты. Базовый гардероб: как правильно его составить? Выпуск от 26.05.2023

«Жалко, что красивая женщина выбрала оболочку червя, где она была совершенно неузнаваема»

— А кого, кроме Рианны, можете назвать смелыми в плане одежды?

— Сейчас Бейонсе пришла на ум. У нее сейчас тур, и ее костюмы бесконечно в моей ленте все репостят. И я понимаю, что она использует моду как маркетинг, пиар-оружие. Они как бы идут впереди нее.

— Они порой даже впереди музыки.

— Да-да, есть такое мнение. И я даже с этим согласна. Мне не нравятся ее костюмы. Они чересчур театральные. Но их точно можно назвать смелыми. Хотя это опять же не про моду: они больше театральные. Вот Рианна 100% смелая.

— Доджи Кэт. Правда, она уже переела весь фэшн, видно, что она уже хочет ходить в джинсах, рисовать тонкие брови - и все, больше ничего не надо. Но за последние полгода-год она забрала нишу, которую до этого восхваляла Леди Гага, и смела все: и лысая, и в стразах...

— Подписалась на Доджи Кэт: она мне случайно вышла, когда у нее было 10 000 подписчиков. Она в костюме коровы танцевала, что-то делала. И она на моих глазах за пять лет превратилась в звезду.

— Как относитесь к совсем безбашенным входам? Например, Джаред Лето вышел в костюме кошечки Лагерфельда.

— Классно, мне понравилось. Молодец, я считаю. Использовал прям по полной.

— Но это настолько клишировано! Шупетт, по-моему, кошечка?

— Да.

— Это максимально выведенный мем для тех, кому за тридцать. Мне уже 30, я могу так шутить и говорить. Все, кто обсуждал, из более продвинутой молодежи, кому до тридцати, конечно, писали, что это скорее забавно, нежели какой-то шаг.

— Я это отчасти понимаю. Мемно.

— Мне кажется, это было с юмором.

— Да, но очень мемно.

— Он еще ходил с башкой кошки в руке.

— Это было мило, забавно, это все напечатали. Запоминающийся момент.

— Завирусилось. Он этого и добивался.

— Да, вирус-мем для Facebook.

— Но есть какие-то вещи за гранью. Знаете, что я вспомнила? Хайди Клум вышла в костюме червя. Это, по-моему, жесть.

— У нее же каждый год традиция. Она королева хеллоуинских костюмов. И она воспользовалась праздником, когда все могут показать грудку секси или какие-то трендовые темы, и нарядилась в червя. Кому еще это в голову взбредет? Это неэстетично, неприятно, и уровень продуманности костюма, то, как она в него залезала, грим – это профессионалы работали. Это настоящий киношный грим. Оно все двигалось.

— Задача всегда – вызвать восхищение. А тут – омерзение.

— Неважно. Задача любого блогера (а она блогер, очень активно ведет свои соцсети) – вызвать количество перепостов, создать вирус. Она этого добилась. Если это была задача, то она этого на 100% добилась.

— И красотка, которая прячется за...

— Да, жалко, что красивая женщина выбрала оболочку червя, где она была совершенно неузнаваема.

— Все равно все постили. «Хайди Клум». – «Где? Вот это?»

— «В каком месте это Хайди Клум?»

— А еще потому что все ждут. Она настолько планку задрала своими костюмами! Там кого только не было! Она в старую бабулю превращалась, в инопланетянку сумасшедшую. В кого только она не переодевалась! Планка настолько высока, я даже не знаю, что будет на следующий год.

— Я тоже. Прям боюсь этого хеллоуина. Все как раз вышли на мероприятие, будет круто.

— У нее большая задача – переплюнуть саму себя.

— Вот!

Не лыком шиты. Как создать бренд в России. Выпуск от 19.05.2023

«Дизайнерам сложно быть смелыми, в отличие от тех, кто носит их одежду»

— Как вы думаете, кто из дизайнеров сегодня самый дерзкий?

— Как ни странно, даже не дерзкий, а смелый в плане моды для меня - Жакмюс. Когда я была начинающим дизайнером, была против трендов. Если я и гуглила, что будет модно, то только чтобы не повториться и этого не сделать. А когда ты уже не просто дизайнер, а у тебя бренд, тебе нужно продаваться, то тренды - это твои друзья. Ты смотришь, что в моде, в тренде, и адаптируешь под себя, используешь. А Жакмюс – ему как будто все равно. Он делает настолько в своей манере, настолько это легко, и это вообще не про тренды. Может быть модно карго, еще что-то, а у него это будет в своей манере, в очень легкой, сделано.

— Но при этом получается, что он транслирует новые тренды, которые потом все перенимают.

— Да. Через какую-то классику. Приятные силуэты, классические.

— Все про Balenciaga – он делает женственное, по фигуре. Все про объем – у него женственные суперплатья. Все про какую-то дрань – у него прованс, поля и романтика. Для меня это очень смело. Он идет в своем ключе. Я по-хорошему ему завидую, что у него есть такая возможность самовыражаться талантливо и при этом продаваться.

— Много таких дизайнеров сегодня?

— Я хотела сказать из банального, что это Демна. Генерируются мемы, контент в интернете, постоянные инфоповоды – все это говорит о том, что смело. Вплоть до того, что смелость уходит в сверхтеории и прочее. Действительно, есть смелость через лаконичность: я не требую лишнего или дополнительного внимания вспышками... А история с Демной через другое: куча всего, ты в интернете постоянно потребляешь контент, с этим связанный, и даже неважно, являешься ли ты потребителем. В первую очередь при словах «эпатаж» и «смелость» придет это любому, как и мне сейчас.

— Создать с брендом Balenciaga (а он ассоциировался с тем и другим) то, что он с ним сделал, – это, безусловно, был прыжок с 30-метровой высоты в холодную воду. Но сейчас он уже едет на рельсах. Смелым был первый прыжок. Парашют открылся, и он летит на нем, пока продажи чуть-чуть не упадут и его не выпрут оттуда.

— Но дизайнерам сложно быть смелыми, в отличие от тех, кто носит их одежду. В первую очередь, они должны транслировать какие-то свои ценности, которые близки покупателю. И дизайнер должен оставаться в разумных рамках. Недавно был скандал в рекламной компании с детскими фотографиями у...

— У Демны.

— Balenciaga.

— Да. И насколько репутационно подобные истории... Да, это смело, это всех шокировало. Но репутационно эта история не очень хорошая.

— То есть была поднята планка, смею предположить, какого-то черного пиара, а возможно, это куча случайных факторов, которые привели к тому, что случилось. Если отстраниться от всей истории, насколько это аморально, то до сих пор мы с вами вспоминаем, это огромный пиар. Вопрос в том, стали ли люди...

— Сработал ли он у них? Если они сами это сделали и запустили, то... Любой пиар делается, чтобы деньги получать. Получили ли они с этого деньги? Я читала, что нет.

— Мне кажется, что мы все-таки живем в эпоху, когда черный пиар в случае с личным брендом не работает. Он работает как раз в негативном плане.

— Сожгли сумки. Ну окей, купят следующие, если будет новая какая-нибудь модель, все классные блогеры запостят, кому-то подарят... Это даже хорошо. Эти сумки ушли, выкинули, все посжигали. Потом следующую выпустят, купят. А зачем копить? Нужно сбрасывать.

— Модный бунт, бессмысленный и беспощадный.

«Постоянно удивляйте себя». Дизайнер Евгения Баркова дала совет начинающим коллегам. Не лыком шиты. Фрагмент выпуска от 19.05.2023

«Когда ты приходишь в винтажные магазины, ты приходишь все равно что в новый магазин Chanel»

— Эти бунты сейчас так сокращаются во времени. Когда были первые скандалы с H&M, Dolche&Gabbana с Китаем, это казалось: «Какой кошмар!» Начали магазины закрываться по всему Китаю, это как-то надолго больно по ним ударило. А сейчас, мне кажется, с момента этого скандала с Balenciaga, хотя все говорили: «Они перешли грань: дети... Детей трогать нельзя»... Мне кажется, уже через полгода состоялся показ, то есть все так быстро произошло. Сейчас столько информации, что люди просто не успевают рефлексировать.

— Репутация успевает восстановиться очень быстро.

— Ты можешь попробовать, а потом надо просто три месяца... Раньше надо было полгода молчать, как в случае с Мирой Думой и Ульяной Сергеенко, надо было на полгода уйти и молчать. А сейчас, мне кажется, два месяца достаточно помолчать – и все: «А, да? Balenciaga?» Такой большой информационный шум, что достаточно быстро забываются эти неприятные модные истории.

— И достучаться до людей стало сложнее. Но в то же время цена ошибки не так высока, потому что все, мне кажется, пропустят в этой череде картинок.

— Вот именно, потому что много всего.

— Не заметят и забудут.

— Мы заговорили про сумки, которые сжигаются напоказ, а ведь на самом деле сегодня мода на винтаж очень актуальна. И сейчас как раз в тенденции не сжигать, а холить и лелеять эту вещь, чтобы она досталась по наследству детям или, может быть, через ресейловую платформу перешла к новому пользователю. Вы как относитесь к моде на винтаж? Катя, я знаю, ты носишь очень много.

— Я очень люблю. Опять же, возвращаясь к школьным временам, это была единственная возможность показать свой креатив, потому что был рынок, где все одевались, еще парочка простых магазинов, где футболочку и трусики купил, – и все знают, откуда они, даже бирку не показывай. Секонды были единственным местом по возможностям и вариациям стилей, что было мне и остальным дано. Но кто-то этого себе не позволял: это было неэтично для них, как-то принижалось. Это значит, что у тебя нет денег, это одежда мертвых и прочее. Я втихушечку покупала, носила. И все не понимали, откуда у меня столько вещей. Очень здорово, что сейчас девушки меняют свое вот такое отношение: «Мне брезгливо, я не хочу носить, это чье-то». И они смотрят на вещь как на вложение, на возможность разделить чью-то историю и просто получать удовольствие от конкретной вещи сейчас.

— Но ты же не знаешь, какая история была у этой вещи.

— Какая разница! У меня тоже тысячи историй, однако же со мной люди общаются, и слава богу. Если бы они все это помнили и хотели бы об этом думать, это тяжело.

— А ты, Яна, носишь винтажные вещи?

— Я не умею этим пользоваться. Я все время хочу, но не умею. Мне надо, чтобы кто-то меня взял как проводник в этот прекрасный мир секондов, потому что я смотрю – у меня девчонки там отрывают такие сумки Miu Miu, какие-то шикарные кожаные огромные куртки, косухи, потом несут это в ремонт, где-то ушивают. Я каждый раз с восхищением на все это смотрю.

— Это нужен особый талант: ресейл-мир огромный, и это просто...

— Надо знать ходы-выходы, у них там огромный склад.

— Катя, как правильно выбирать винтажные вещи? На что стоит обратить внимание, а что ни в коем случае не надо покупать? Я для себя пока винтаж открыла исключительно в качестве украшений.

— Это отлично! Нужно с чего-то начать. Опять же, серьги сначала нравились, или браслет захотелось какой-то найти.

— У меня была такая история. Я очень настороженно относилась к винтажным вещам. Единственный винтаж, который у меня был дома, – это вещи моей бабушки. У нее были очень красивые украшения. И у меня есть платье от бабушки. Но ко всему остальному я относилась как к чужим вещам. Я не люблю носить чужие вещи. И тут я отдыхала на Сицилии, мы приехали в город Ното, пошли там поужинать в ресторан. И пока нам готовили еду, мы зашли в соседний магазин, где продавались украшения. Я захожу и думаю: «Боже, какая красота! Что это такое?» А мне говорят: «Это винтаж». Они были красивые невероятно! Я купила себе несколько вещей, с этого как раз началась моя любовь к винтажным украшениям. Теперь, когда я куда-то приезжаю и вижу какой-нибудь рынок или винтажный магазин, я сразу иду в отдел украшений. Но другие вещи для меня пока, как и для Яны, такой темный лес. Мне непонятно, как это можно интегрировать в свой гардероб и стоит ли.

— Жутко интересно, но ничего не понятно.

— Да. Есть у тебя какие-то советы для таких дилетантов, как мы с Яной?

— Действительно, можно сделать много ошибок. Ты видишь много разных вещей. Ты не понимаешь, сколько что должно стоить, какого качества, настоящее это или нет, и в целом, что ты можешь сейчас применить. Если ты идешь в брендовый магазин сейчас, в любой, где бы ты ни находился, у тебя уже есть понятие, что сейчас в тренде, что сейчас является классикой, ты можешь собрать образ и быть адекватным. Если ты берешь какие-то архивные коллекции, тебе нужно под них подстраивать свой гардероб или уже чтобы гардероб был в этом стиле. Или уметь сочетать как-то. Все-таки оно законсервировано в определенном времени, нужно уметь играть на контрастах.

— А брать для коллекции? Бывает так, что ты берешь какую-то винтажную вещь не для себя, есть возможность ее перепродать? Или как коллекция. Такое делается? Мне просто интересно.

— Безусловно. На сайтах... Я сейчас стала пользоваться русскими ресейлами, потому что все позакрывалось. И девушки стали обмениваться своими сумками, как когда-то. Сейчас все эти сумочки, зонтики, красота неимоверная... Но накупить ненужного за большие деньги очень легко.

— Вот! Это тоже страшно.

— Если ты не потратишь день, два, а порой даже неделю... Я смотрю, мониторю, сколько стоит, какого качества, какая должна быть модель. Если ты никогда не держал эту сумку в руках, а ты ее впервые покупаешь на ресейле, скорее всего, если ты ее купишь, ты потратишь много денег на какие-то поломки: мягкая кожа, ее носили 15 лет... Это сложно. Купить новую вещь под себя гораздо легче. Но не могу сказать, что в этом нет определенного плюса, когда ты покупаешь ресейл. Если ты шаришь...

— Чувство, как будто ты на охоту идешь. Я себе это примерно так представляю.

— Если ты находишь какой-то бриллиант, это круто.

— Это так азартно, мне кажется.

— Это как идти в какой-то большой массмаркетовый магазин. Это тоже охота.

— Я так умею. Я умею на сейле и в массмаркете нарыть такого, что кто-то не заметит. Поэтому, мне кажется, у меня есть потенциал.

— Особенно в физических винтажных, где раз в год собирают... Туда нужно точно тебе сходить посмотреть.

— Надо потренироваться.

— Цена ошибки просто высока.

— Хотя это тоже некое заблуждение: иногда можно найти хорошие вещи... Все же по-разному носят. Из последних моих мыслей, когда я ездила в Японию и смотрела там какие-то сумки, украшения, что угодно, любого качества винтаж, – они выглядят дико новыми, потому что у них настолько аккуратная культура, плюс еще передавать по наследству... Когда ты приходишь в винтажные магазины, ты приходишь все равно что в новый магазин Chanel. Вплоть до того, что у них винтажки посвящены монобренду, и все. Ты смотришь такой архив, ты его трогаешь, тебе перчатки дают...

— У меня аж мурашки по коже.

— Это официально? Или это коллекционеры-любители делают?

— Есть отдельные винтажные магазины (сейчас, я уверена, их намного больше стало), где продают конкретно... Вот кто-то избавляется от своих сумок, их выставляют...

— На подделку есть шанс нарваться? Они проходят какую-то аутентификацию?

— Это сложный вопрос, мне кажется. Я считаю так: если ты веришь...

— Ну я, в принципе, так же.

— Если вещь дожила до сегодняшних дней...

— То, возможно, это и настоящее. Ну, про качество... Все могут физически пощупать, какая это кожа. Тут нужен опыт. Опять же, есть сумки, которые делались... Я один раз написала в Louis Vuitton, что у них на сайте появилась сумка, которую я тысячу лет хотела, еще когда в школе была. Я написала: «Как так? Вы ее вернули в продажу!» А мне пишут: «Знаете, мы их выпускаем исключительно для азиатского рынка». И ты такой: «Подождите. Я гонялась за такой сумкой лет с 15, за винтажной, а вы делаете и продаете в Японии?» Мне подружка с пеной у рта доказывала, что это все подделки, а оказывается, нет. Откуда ты можешь узнать такие вещи, пока ты кому-то не напишешь и не узнаешь.

«Мой синий цвет волос изменил все!» — MIA BOYKA рассказывает о своем сценическом образе. Не лыком шиты. Фрагмент выпуска от 26.05.2023

«Все идет к тому, что люди все равно покупают фаст-фешн, одеваются в тренды. Чтобы составить гардероб вне времени, нужно его составлять вне трендов»

— А как тогда сегодня покупать новые вещи, которые останутся в нашем гардеробе на 10-15-20 лет и будут всегда выглядеть классными, модными, стильными, все будут спрашивать: «Что это у тебя такое?»

— Я тут прочитала статью на Business of Fashion. Оказывается, это такое наше общее заблуждение, таких 5% населения, которым хочется составить гардероб. А на самом деле всех по продажам в этом году обогнала платформа Shein, где продают самый жесткий фаст-фешн, где люди покупают вещи реально на один раз, и они заработали больше, чем все Kering, Zara, чем все Balenciaga вместе взятые. Тенденция идет к тому, что люди все равно покупают фаст-фешн, одеваются в тренды. Чтобы составить гардероб вне времени, нужно его составлять вне трендов. Нужно составлять его исключительно по своему собственному стилю. То есть это тебе должно идти, ты должен чувствовать себя в этом комфортно, это должно быть на 100% качественно, это не должно быть в угоду трендам. Потому что тренды очень быстро выходят из моды, и ты будешь устаревшим буквально через год. Более того, обидно, не обидно, но это факт, это жизнь: дизайнеры, бренды дарят самые трендовые, яркие вещи инфлюэнсерам за год до того, как они выйдут. У меня иногда складывается ощущение, что какие-то супермодные туфли - вот они только вышли в продажу, а я их не хочу уже, потому что их все надели. Поэтому нужна не классика, но что-то, соответствующее твоему стилю. В этом можно ходить долго.

— Как вы относитесь к тому, что массмаркетовые бренды копируют вещи люксовых брендов?

— Если, как было у меня, когда не было вообще никакого бюджета, ты хочешь сумку Chanel, а в «Унилуке» продается за 1000 рублей стеганая сумка, и ты такой: «Господи, я себя чувствую как будто я в Лос-Анджелесе! Я самая крутая!» То есть для покупателя, которому уже навязывают какой-то тренд, статусность, конечно, хочется эту вещь. Осуждать человека, который покупает копию, вдохновленную вещь, сложно.

— Но ведь это очень сильно часто ограничивает фантазию даже самих дизайнеров. Появляется тренд, допустим, на грубые сапоги с ремешками, и вот все начинают копировать эту модель, но ведь ее же можно как-то модифицировать, можно что-то придумать, можно без ремешков ее сделать.

— В погоне за покупателем. Ему продали идею, красивые Беллы Хадид сходили запостили, надо быстрее...

— Лояльность к бренду надо формировать, только лояльность к бренду. Например, у нашего бренда вот эти футболки с титями, которые пять лет назад мы сделали, - их копируют и копируют. И если у нас появляется новый покупатель, который с нами не так давно, он может нам написать: «Вы скопировали у этого бренда эту футболку». Он их в интернете нашел раньше, чем нас, и он нам пишет: «Вы скопировали». У меня раньше в телефоне хранилась фотография, где я в этой футболке, там год. Мне хотелось доказывать, у меня такая потребность была. А сейчас у меня уже нет этой потребности. Я понимаю: у меня есть моя аудитория, которая на меня подписана, и мне надо им рассказывать, показывать, периодически обновлять эту информацию, когда мы это придумали, закреплять за собой какие-то вещи, которые мы сами придумали, и идти вперед, какие-то новые фишки придумывать.

— Это не у всех дизайнеров так работает. В погоне за коммерческими трендами, я сейчас замечаю, все копируют одни и те же тренды: это коммерчески выгодно. Это ограничивает свободу творчества?

— Конечно, безусловно. Более того, это и в деньгах потом ограничит, потому что этот тренд идет-идет, а потом начинается перенасыщение. Все сделали, а ты уже такой 15-й бренд, который заскочил в этот поезд, и ты это просто не продашь. То есть это тоже такая очень рискованная задача - бездумно тырить бренды.

— Нужно или обладать каким-то сверхбыстрым умом, который схватывает и все видит, только появилось...

— Даже заранее.

— ...ты – хоп! – и в производство. Это, наверное, могут только китайцы.

— С позиции творчества, конечно, очень круто самому изобретать тренды, которые потом будут перенимать другие. Но насколько это рискованно с коммерческой точки зрения?

— Рискованно. Более того, ты никогда не угадаешь, что понравится. Когда я делаю коллекцию, я теперь уже опытный дизайнер, у меня есть из моей ассортиментной матрицы 5% вещей такого жесткого эксперимента, это моя отдушина, где я просто могу самовыразиться и делать что я хочу. Иногда вещи из этих 5% выстреливают, и мы запускаем их в массовое производство. Например, вот этот пиджак. Я его делала для съемки. И мы к нему цепляем еще юбку, брюки, получается такой полуголый лук. И он выстрелил, хотя это было из того рискованного ассортимента, из тех 5%. И ты никогда не угадаешь, что людям зайдет, поэтому просто пробуешь дозировано и очень аккуратно.

— Что бы вы посоветовали людям, которые хотят одеваться интересно и креативно, но им все-таки рынок навязывает какие-то однотипные истории, однотипные коллекции? Как развивать насмотренность, чтобы найти какой-то свой уникальный, неповторимый стиль?

— Развивать насмотренность, смотреть, находить.

— Смотреть на что?

— Блогеров. Сейчас такое количество замечательных блогеров! Я в силу профессии за ними слежу: мы сотрудничаем с модными инфлюэнсерами, с блогерами. И это просто неиссякаемый источник вдохновения, очень интересно.

— Катя, а тебя кто вдохновляет?

— Это обширно... Можно сказать, начинайте с того, что заводите себе страницы в Pinterest, там действительно лента генерируется под тебя, она ловит то, что ты хочешь, потому что ты кликаешь ассоциативно, и сгенерирует тебе просто потрясающую подборку образов еще до того, как ты поймешь, что тебе нужно купить и какого цвета.

— Надо пояснить для зрителей сейчас, что Pinterest – это такой мудборд, куда ты собираешь фото луков, которые тебе нравятся, и алгоритм тебе подсказывает похожие образы, которые собираются в итоге в большую коллекцию и формируют твою какую-то насмотренность.

— Алгоритм там потрясающий, он додумывает как будто за тебя, он развивает тему, которая тебе интересна.

— Насколько быстро все поменялось! Сначала наш вкус формировал глянец, музыкальные клипы. Я помню, что мы смотрели, как одеваются звезды именно в клипах, и находили себе подобные вещи. А потом вдруг в какой-то момент появились инфлюэнсеры, и все. И такое ощущение, что уже никто не смотрит, что показывают в коллекциях модные дизайнеры, все смотрят, что из этого выбирают инфлюэнсеры.

— Стрит-стайл. Я в первую очередь смотрю стрит-стайл. Когда выходит Неделя моды, я смотрю стрит-стайл сначала, а потом коллекции. Стрит-стайл интереснее, потому что там именно интерпретации.

— Спасибо большое, Яна. Спасибо, Катя. Я напомню вам, друзья, что вы можете повышать свою насмотренность с «Подкаст. Лаб» и «Не лыком шиты».